16.07.2016, Фонд стратегической культуры http://www.fondsk.ru (Россия)
Каждый зарубежный визит Порошенко - это своего рода детектив, предмет для журналистского расследования, когда требуется понять, а что же там было на самом деле. Не исключение и недавняя поездка украинского президента на саммит НАТО в Варшаве. Официальные сводки администрации президента Украины, как всегда, полны небылицами. Это просто какой-то украинский Расёмон (в рассказе Акутагава Рюноскэ «Ворота Расёмон» герои последовательно излагают взаимоисключающие версии одного и того же события). Говорить с Петром Алексеевичем о чём-либо становится просто опасным для репутации. Не случайно Обама с некоторых пор бегает от Порошенко, как от чумы. И громогласно
анонсированная всей украинской прессой встреча президента США с президентом Украины в Варшаве, на которой якобы и должны были быть решены «все главные вопросы», по неясным причинам так и не состоялась. Так что изложение итогов Варшавского саммита украинской и натовской сторонами приходится рассматривать отдельно, ввиду их «неполного соответствия» друг другу.
Прежде всего, это касается вопроса о вступлении Украины в НАТО. Если верить официальной версии Киева, пусть формального приглашения о присоединении к блоку ему и не было направлено, зато Украина получила какой-то совершенно уникальный «особый статус». Дескать, кроме Украины такого статуса ни у кого не было и нет. Однако все статусы и процедуры сотрудничества НАТО с другими странами имеют строгую иерархию, в соответствии с которой Украина ничего нового не приобрела. Ей даже не предоставлен «План действий по достижению членства» (ПДЧ). Это отмечает и бывший командующий войсками НАТО Джеймс Ставридис.
Далее. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что президент Порошенко на состоявшейся встрече сам признал, что вопрос о членстве Украины в НАТО в настоящий момент не стоит. Однако на сайте президента Украины всё представлено с точностью до наоборот. Оказывается, на заседании Комиссии Украина - НАТО Порошенко произнёс пламенную речь, призвав принять его страну в Североатлантический альянс. Напомнил он якобы и о саммите НАТО в Бухаресте (2008), где говорилось, что «двери НАТО открыты для каждой нации». Странно даже, что такая яркая речь не возымела никакого действия. Так что больше верится Столтенбергу. Однако это ещё терпимо. Есть у украинского президента выдумки и искажения гораздо менее безобидного свойства.
На президентском сайте Порошенко назойливо проводится мысль о том, что НАТО готова едва ли не всем своим потенциалом выступить на стороне Украины в борьбе с Россией. Практически нигде не говорится о том, что и от Украины по-прежнему требуется выполнение своей части минских обязательств. НАТО, мол, вместе с Киевом все свои требования адресует исключительно к России и «донбасским сепаратистам». Этим подпитываются опасные иллюзии насчёт того, что если Киев решит вдруг решить проблему Донбасса военным путём, то содействие НАТО ему обеспечено. В результате многие горячие украинские головы продолжают мечтать о войне до победного конца.
Главной темой заседания Комиссии Украина - НАТО (КУН), согласно интерпретации Киева, явилось «изменение» совместными усилиями «агрессивного поведения России» как «общего вызова для евроатлантической безопасности». На деле же руководители НАТО и ведущих западных держав, давая резкие оценки российской политике и выражая поддержку суверенитету и территориальной целостности Украины, даже намёком, не говоря уже об официальных документах, не обещали Киеву прямого вмешательства в ситуацию. Постоянно подзуживать киевский режим – да, брать на себя далеко идущие обязательства – нет.
На сайте НАТО Столтенберг никак не подтверждает готовность альянса «совместно противостоять российской агрессии» и говорит о дипломатическом решении вопроса. Слова Порошенко там вообще не приводятся. Вместо них стоит лишь лапидарное: «[Remarks by President Poroshenko]». Видимо, в НАТО сочли за благо сделать вид, что некоторых слов Порошенко вообще не произносил. Украину, в отличие от её оппонентов, за постоянно срываемое ею выполнение минских соглашений в Варшаве напрямую вроде бы не осуждали.
Но вместе с тем никому из партнёров Порошенко и в голову не пришло поддержать его заявления о том, что Украина свои обязательства по этим соглашениям почти все выполнила (уж слишком бы это противоречило фактам). Достаточно другого: натовские лидеры заявили, что «все стороны должны придерживаться минских соглашений» (следовательно, Киев тоже).
Позиции Москвы и Брюсселя по Украине по-прежнему расходятся, что подтвердило и состоявшееся 13 июля заседание Совета Россия – НАТО, но напрямую включать Украину в зону своей ответственности натовцы, очевидно, не планируют.
И, наконец, ещё одна выдумка - сообщения украинских СМИ, естественно, также с подачи администрации Порошенко о том, что в Варшаве был конституирован некий новый формат: группа G5 (США, Великобритания, Германия, Франция, Италия) + Украина. Дескать, эта группа заменит собой все существующие посреднические механизмы, отменит все достигнутые ранее решения, включая минские соглашения, и предложит новую дорожную карту урегулирования сложившегося положения (разумеется, под диктовку Киева и без участия России). Порошенко хвастливо заявил: «Мы очень тщательно и четко выстроили механизмы координации наших усилий по обеспечению совместных действий, направленных на осуществление Российской Федерацией взятых на себя обязательств». Запахло крупной сенсацией, которая могла бы перевернуть международные отношения, если бы только это было… правдой. Группа такая, действительно, заседала, но обсуждала она все те же направления содействия Украине в проведении реформ, как водится, в основном советами и рекомендациями, а также подтвердила сохраняющуюся актуальность Минского процесса.
13 июля состоялся телефонный разговор Владимира Путина с Ангелой Меркель и Франсуа Олландом, в котором, надо полагать, прояснялась и странная информация о фантомной G5. Собеседники российского президента подчеркнули «необходимость полного и неукоснительного выполнения минских договорённостей». Они также подтвердили «общий настрой на активизацию переговорных усилий по украинской проблематике, прежде всего в «нормандском формате» и по линии Контактной группы». Ведь только Минский процесс является общепризнанным и юридически оформленным направлением урегулирования украинского кризиса, всё остальное – вариации на свободную тему. Характерно, что Олланд и Меркель даже не позвонили Порошенко, чтобы проинформировать его о содержании их разговора с Путиным по темам, президента Украины непосредственно касающимся, как это делалось раньше. Видимо, их он тоже «достал».
Так что «горячие факты» от Порошенко – это такое новое пряное блюдо украинской кухни.
Неприятное известие для Киева пришло и из Лондона, где бывший мэр британской столицы Борис Джонсон, известный своим подчёркнуто критическим отношением к нынешним украинским властям, занял пост министра иностранных дел Великобритании.
Однако проблема всё же серьезней, чем просто неадекватное представление киевских властей о самих себе и механизмах мировой политики. Изображая достигнутый якобы ими успех в получении международной поддержки, нынешние власти распространяют в украинском обществе ложные надежды и ожидания. Когда обещания не сбудутся и Запад не придёт всей своей мощью на помощь (а он не придёт!), разочарование будет болезненным. И это сулит новые потрясения.
Кроме того, вольные упражнения Порошенко со словами и смыслами должны быть оскорбительны для партнёров Украины, хотя протестов от них почему-то не слышно.
Вообще, разговор о шулерских манерах Порошенко в контактах с зарубежными лидерами, перенесенных, видимо, из шоколадного бизнеса украинского президента, давно назрел как отдельная тема переговоров России с главными партнёрами по Минскому процессу. Одно дело смешные попытки Порошенко зажать кого-нибудь в углу перед фотокамерами на очередной конференции и затем представить этот мимолетный контакт как полноценные переговоры (какие только пируэты ни выписывает на всех форумах президент Обама, лишь бы не угодить в медвежьи объятия Петра Алексеевича). И совсем другое дело, отнюдь не безобидное, - сознательное искажение официальным Киевом содержания его международных переговоров. Ведь тем самым Порошенко пытается интернационализировать конфликт, втянув в него новые силы, что само по себе становится угрозой международной безопасности и подрывает все усилия по урегулированию украинского кризиса.
Nenhum comentário:
Postar um comentário