10.11.2016, Фонд стратегической культуры http://www.fondsk.ru (Россия)
10 ноября – память святителя
Димитрия Ростовского
В декабре 1651 года в местечке
Макаров под Киевом в семье простого казака родился тот, пред которым склонятся
четыре царицы.
Через 17 лет сын к тому времени
уже сотника Саввы Григорьевича Туптало Даниил поступил в знаменитую
Киево-братскую коллегию Петра Могилы. В этом «рассаднике духовного просвещения
русского народа» незаурядные способности юноши сразу выделили его среди
сверстников. «Но еще более отличался он своим благочестием и скромным нравом,
которые удаляли его от всяких увеселений, свойственных его возрасту», – писал
позже камергер императорского двора, литератор, историк, путешественник, почётный
член Императорской академии наук Андрей Николаевич Муравьёв.
Через несколько лет Даниил
Тупталенко, «следуя раннему влечению своего сердца и
проникнутый чтением
отеческих книг» принял монашеский постриг. Таинство совершилось в Кирилловском
монастыре на Сырце. Старостой этой обители стал к тому времени отец Даниила –
новопостриженного Димитрия.
А в священники монаха Димитрия в
1675 г. рукоположил уже сам местоблюститель Киевской митрополии архиепископ
Черниговский Лазарь Баранович. Будучи наслышан о достоинствах Димитрия, владыка
оставил его в своей епархии, особо нуждавшейся тогда в искоренении латинских
веяний, оставшихся после унии и польской оккупации. Здесь создавался мощный
учёный кулак противодействия «козням латинским».
В захолустном тогда Киеве (начало
возрождению «матери городов русских» положит через полтора столетия Николай I)
известность Димитрия не выходила за пределы круга монашествующих и книжников.
Из Чернигова же молва о «златословесном учителе» (*) расходится во всём народе.
Его наперебой приглашают для службы и проповеди епископы, монастыри и церковные
общины Малороссии, Литвы, Беларуси.
Конец «шатаниям» иеромонаха
Димитрия по Западной Руси положил гетман Войска Запорожского Иван Самойлович,
призвав к себе в Батурин. И если из Чернигова, Вильно и Слуцка (где надолго –
на целые месяцы, а то и годы - останавливался о. Димитрий) его приглашали в
различные обители для проповеди, то в Батурин уже слали предложения возглавить
ту или иную обитель. Однако гетман не хотел расставаться с такой жемчужиной
знания. Да и сам иеромонах не горел желанием управлять чем бы то ни было.
Только ни гетман, ни сам проповедник не смогли устоять перед предложением
архимандрита Киево-Печерского монастыря Варлаама Ясинского переселиться на
время в Лавру сугубо «для ученых занятий».
Радуйся, цевнице духовная
Русская церковь к тому времени
давно испытывала необходимость в собрании воедино и издании полного свода житий
святых, обрывочные и разрозненные сведения о которых доходили на Русь нередко в
виде, извращённом народным мифотворчеством либо католическим прочтением. Работу
эту благословил ещё в начале XVI в. митрополит Московский Макарий. И вот теперь
наместник Лавры Варлаам Ясинский нашёл человека, достойного продолжить его
дело.
В июне 1684 г. игумен Димитрий приступил
к работе, которая займёт более двадцати лет его жизни. В это же время,
наверное, начинает проявляться и святость просветителя. Как через четверть века
откроет Димитрий Ростовский любимому ученику Савве, некоторые святые являлись
ему во сне, уточняя те или иные подробности своей жизни, обстоятельства
мученической смерти, и даже указывали на ошибки, допущенные Димитрием.
В книжном деле святитель Димитрий
стал самым плодовитым (свыше тридцати томов сочинений) и самым читаемым из всех
русских авторов, писавших на церковнославянском языке. В XVIII-XIX вв. собрания
его сочинений переиздавались в России каждые пять лет. Академик Д.С. Лихачев
называет Димитрия Ростовского «последним писателем Древней Руси», который имел
«огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы».
Современников же подкупали теплота и особый юмор произведений святителя. Он был
и первым отечественным писателем-сатириком, и первым драматургом, и
одновременно режиссёром-постановщиком.
Уже в 1690 г., после издания первого
тома житий игумен Димитрий удостоился благодарственного письма ему Патриарха
Московского Адриана: «Сам Бог воздаст тебе, брате, всяческим благословением,
записав то в книге живота вечного за твои богоугодные труды в писании,
исправлении же и издании книги душеполезной житий святых на три месяцы первые,
септемврий, октоврий и ноемврий».
Когда же патриарх утвердил на
Черниговской кафедре архиепископа Иоанна Максимовича (прославившегося позже как
святитель Иоанн Тобольский), то поручил оказывать всяческую поддержку
иеромонаху Димитрию.
Вмале быш верен, над многими
поставленный
Сразу после поставления в 1697 г.
на Чернигов архиепископ Иоанн возвёл Димитрия в сан архимандрита, назначив
настоятелем прославленного Елецкого монастыря. Через два года Димитрия перевели
в Новгород-Северский Преображенский монастырь. Это было уже седьмое
настоятельство Димитрия за 24 года священнического служения.
В 1700 г., когда Киево-Печерская
лавра издала третью часть «Житий», царь Пётр, посовещавшись с патриархом, решил
искать в Малороссии достойного епископа-миссионера для языческой Сибири.
Варлааму Ясинскому, к тому времени уже митрополиту Киевскому и Галицкому, было
предписано прислать в Москву «мужа ученого и жития непорочного для кафедры
Сибирской, который мог бы обратить закоснелых в слепоте идолослужения к
познанию истинного Бога». Варлаам указал на архимандрита Новгород-Северского.
В митрополита Тобольского Димитрий
был рукоположен уже местоблюстителем Московского патриаршего престола
митрополитом Стефаном Яворским, уроженцем галицийского Яворова, но, не успев
отбыть из Москвы, внезапно и надолго слёг. Царь, поняв, что после такой болезни
пятидесятилетнему архипастырю Сибирь противопоказана, отменил своё решение.
После выздоровления проповедника наконец и Москва услышала его живое слово.
Опеку над «русским Златоустом» взяла вдовствующая царица Параскева Феодоровна.
Чадолюбивым отцем бывый
В 1702 г. митрополит Димитрий был
назначен на Ростовскую кафедру. На собственные средства, поступавшие в основном
от благодетелей, святитель открыл при своём архиерейском доме училище-трехлетку
– первое не столичное училище в Великороссии. Здесь наряду с церковнославянским
изучались латинский и древнегреческий языки, богословие, философия и
«стихосложение». На «поток» набирал митрополит до двухсот студентов, нередко из
сирот и бедноты. К каждому из них относился по-отечески. Лично причащал и
благословлял в конце службы. На лето вывозил в загородный скит. Ставил с ними в
Ростовском кремле грандиозные по тем временам пьесы на евангельские сюжеты.
Не исключено, что это был первый в
России русский театр (зарубежные труппы заезжали и при государе Алексее
Михайловиче), причём Димитрий Ростовский ставил собственные пьесы.
Некоторые из них через полвека игрались в императорском театре Елизаветы
Петровны.
Радуйся, душепагубных расколов
искоренителю
Новым, просвещённым пастырям
следовало ещё только взрасти, а уже к 1708 г. в пределах Ростовской епархии
стали появляться скиты раскольников из брынских лесов из-под Калуги. Поначалу
митрополит намеревался лично вразумлять заблуждающихся, но из личного общения
понял, что закостенелость там безнадёжная. Тогда обратился он к пастве.
Простым, понятным народу языком вскрывал он с амвона народу в Ростове и
Ярославле лживость и губительность раскольнической проповеди.
Ради веры готов был святитель
жертвовать и отношениями с сильными мира сего. Так, один из священников
Ростовской епархии оказался защитником некоторых положений раскольников.
Митрополит снял его с прихода, но тот нашёл подходы к царице. Параскева
Феодоровна стала ходатайствовать за него перед управляющим епархией. Митрополит
Димитрий смиренно, но твёрдо просил её не гневаться за то, что не может
изменить своего решения: «Того боюся, что волка в одежде овчей пущу в стадо
Христово погублять души людские».
Осознав опасность проникновения
ереси в высшие слои общества, святитель приступил к письменному её
разоблачению. Меньше года оставалось земной жизни Димитрию Ростовскому, но Бог
дал ему закончить последний его богословский труд – «Розыск о Брынской вере».
Этот «твердый щит от лжеучения», как писал биограф святителя, «которым одарил
он отечественную Церковь», сослужит службу и спустя два-три века, когда уже
западные секты с подобными брынским «догматами» полезут на Русь, как египетские
жабы.
Милосердием нищия пропитавый
За два года до кончины святитель
Димитрий, ощущая, что силы покидают его, написал завещание, в котором сообщал,
что «с тех пор как принял святой иноческий образ и постригся в Киевском
Кирилловом монастыре в осемьнадесятое лето возраста моего... обещал Богу нищету
произвольную иметь». И с того времени так и «не стяжал имения, кроме книг
святых; ни злата и серебра, не имел излишних одежд, кроме самых нужных... не
пекся о себе, но возлагался на промысл Божий, никогда меня не оставлявший…
Входящие же в руки мои от благодетелей моих… направлял на нужды нуждных, как
Бог повелел. Никто же пусть не трудится, по смерти моей, ища какового либо
келейного моего собрания; ибо не соберете, даже и на поминовение, да нищета
иноческая явится Богу».
После кончины митрополита у него
не нашли никаких личных средств. Самого же обнаружили на утро 28 октября 1709
г. в келье, стоящим на коленях, — он умер во время молитвы.
В тот же день прибывшая в Ростов
царица Параскева с царевнами Екатериной, Параскевой и Анной (будущей
императрицей) распорядилась отслужить соборную панихиду над усопшим.
Радуйся, Димитрие, новый и великий
чудотворче
Около месяца стоял его гроб в
ожидании приезда местоблюстителя патриаршего престола (друзья-митрополиты
Димитрий и Стефан заранее договорились, что тот из них, кто переживёт другого,
совершит погребальную службу над усопшим). И всё это время тело почившего
пребывало нетленным. Таким оно осталось и спустя 42 года, когда произошло
обретение мощей митрополита. Пристально изучив многочисленные факты исцелений
от них, Святейший Синод в 1757 г. объявил Димитрия Ростовского святым -
первым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период.
На следующий год императрица
Елизавета заказала для святителя серебряную раку и облачение из золотой парчи.
А Екатерина Великая в 1763 году пешком совершила путешествие из Москвы в
Ростов, чтобы поклониться святителю Димитрию. Приготовленную её
предшественницей раку она несла вместе с архиереями при торжественном обходе
вокруг храма.
(Михайловская церковь 1660 г. в с.
Полонки Черниговской обл., где сейчас хранится десница Димитрия. Мог здесь
проповедовать и сам святитель)
(*) Здесь, в заголовке и
подзаголовках – цитаты из Акафиста святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому,
чудотворцу
Если Вы заметите ошибку в тексте,
выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Nenhum comentário:
Postar um comentário