---- And also: Confrontation for Profit and War
АРИНА ЦУКАНОВА
Первого
сентября Украина распахнула двери почти всех школ (не открылись 19 школ в
населённых пунктах в Донбассе) для 414 тысяч первоклассников. Это первое
поколение украинских школьников, которым уготована реформа образования «Нова школа». В полном объёме
украинское министерство образования планирует ввести школьную реформу через
год, а нынешний год – экспериментальный.
Экспериментировать будут на малышах,
преобразуя в первую очередь начальную школу.
Чиновники Минобразования и
науки Украины,
включая министра Лилию Гриневич, произносят много слов о том, как скучно и
трудно учиться в школе, как детвору пичкают знаниями, которые совершенно не
пригодятся в жизни, как шлейф советской системы образования не даёт выпускать
из школ успешных молодых людей, способных к самореализации.
Слова как слова. Чиновничьи. Они похожи на
синие и жёлтые воздушные шарики, заполонившие школьные линейки и классы 1
сентября – такие же лёгкие и пустые внутри, такие же недолговечные и уныло
окрашенные только в два цвета, которыми ограничен сегодня украинский спектр.
Всё дело в
том, что ненавистная украинским чиновникам от образования советская система
была-таки СИСТЕМОЙ. Обладала всеми преимуществами системности. Порог школ
переступали дети, имевшие начальные представления о чтении, письме и
математике, выпускники же понимали «успешность» как причастность к свершениям
страны, государства: у станка, за чертежами, на космодроме, заводе, верфи,
железной дороге, в лаборатории или в геологоразведке.
Известнейший украинский певец (о котором ныне
на Украине вспоминают почему-то редко), народный артист УССР Назарий Яремчук,
родившийся в начале 50-х годов прошлого века, мечтал быть путешественником,
исследователем, работал в отряде сейсмологов, со второй попытки, будучи уже
солистом легендарной «Смерички», поступил в университет и окончил его.
Потом мечта стала другой, и Яремчук шёл к
этой мечте так же сосредоточенно и серьёзно, как и к мечте о геологии.
Пригодились ли ему в жизни школьные знания, которые в юности определили его
увлечение, а во взрослой жизни – подвели к поездкам в Афганистан и Чернобыль с
концертами для военных и ликвидаторов аварии на ЧАЭС (там он был трижды)?
Сегодня на Украине, не жалеющей сил для
борьбы с советским прошлым, людей уверяют, что «пореформенный» выпускник сразу
будет «успешным»: неважно, что не геологом или певцом, зато успешным
«патриотом».
Реформа школы нацелена именно на это – на
«воспитание патриотов». Пани министр 1 сентября нарядилась в вышиванку, тем
самым подав недвусмысленный сигнал учителям, ученикам и родителям: именно такой
она видит школьную одежду. На праздничных линейках по всей стране детвора
слушала политинформации о войне, «российской агрессии», «врагах, которые хотят
забрать у нас Украину», «территориальной целостности» и о том, как важно быть
«патриотами». Школьники пели гимн, разворачивали вышитые рушники, выстраивались
в «цепочки единства», танцевали с сине-жёлтыми полотнищами, слушали «киборгов»
и «промбергов», воевавших в Донбассе, дарили военным цветы и караваи.
Особенной «патриотизации» подверглись 1
сентября школы в городах той части Донбасса, которая осталась под контролем
Украины: в Славянске и Волновахе в глазах рябило от сине-жёлтого буйства.
Складывалось впечатление, что дети пришли в школу не для того, чтобы получать
знания, а в качестве человеческого материала, из которого власть лепит
«патриотов».
Впрочем, новшества в начальной школе, уже с
этого учебного года запланированные реформой, только доказывают, что в новой
украинской школе знания вторичны. Учителей реформа нацеливает на обучение
навыкам счёта без включения механизмов памяти (это называется ненужной
зубрёжкой), на полный отказ от скорочтения, от каллиграфии. Заложенные природой
способности в школе развивать теперь не обязательно.
«Например, математика нужна не только как
голая теория, а и на практике: чтобы правильно рассадить сад, или посчитать
семейный бюджет, или спрогнозировать доходы от размещения денег в банке», –
поучает пани министр украинского образования.
Вот ведь как выходит: математика украинцу
новой формации нужна не для того, чтобы в космической отрасли работать, а для
того, чтобы тратить жизнь на кредиты-депозиты и «садок вишневий біля хати» (под
который тоже нужен кредит).
При этом министры и обслуживающие их
журналисты почему-то уверены: если ребёнка избавить от запоминания в начальной
школе, то потом «дети смогут спокойно умножать и двузначные, и трехзначные
числа».
«Раньше, когда задачей школы было готовить
людей индустриальной эпохи, послушных рабочих или бухгалтеров, было достаточно
просто зазубрить табличку умножения. Сейчас нужны люди думающие, а не просто
исполняющие инструкции», – рассуждает заслуженная журналистка Украины Иванна
Коберник.
Действительно, Украине не нужны «послушные
рабочие». А то ведь они в Мариуполе на заводе «Азовсталь» молчат в ответ на
произнесённый президентом пароль «Слава Украине!». Самолёт-гигант «Мрія» вместе
с чертежами продан Китаю под одобрительные крики прессы – дескать, Украине
хватит и одного такого самолёта, а если не продать документацию, китайцы всё
равно найдут способ скопировать самолёт. Для чего нужны рабочие профессии,
киевские журналисты понимают с трудом: столичный «Большевик» давно превратился
в торгово-развлекательный центр, а всё для жизни можно купить в Европе – от
вагона метро до телевизора, привезённого в ближайшую торговую сеть. Над тем,
кто всё это ремонтирует и обслуживает, в киевских кабинетах и редакциях не
задумываются: словосочетание «успешный рабочий» не складывается, в украинском
языке вообще нет существительного «рабочий», есть совсем другое - «работник».
Нет рабочего завода, есть работник завода.
Возможно, поэтому министерство образования
слабо представляет себе, зачем Украине рабочие профессии, и не помнят, как
вообще выглядит рабочий. «Послушные рабочие» не нужны, реформа будет строгать в
школах «думающее» поколение. Над чем оно будет думать, не получив базовые
знания, не уточняется. Зато эсэмэски детей научат писать по-английски. Да и
вообще приблизят маленького украинца к цивилизованному миру заменой прописных и
строчных букв английского алфавита печатными.
Все эти нововведения можно было бы списать на
очередную «новую метлу», которая «по-новому метёт». Однако именно эта реформа
таит в себе новости, о которых ни родителям, ни общественности не сообщают ни
под каким соусом: боятся не то что спугнуть – возмутить народ.
Разгрузка начальной школы через несколько лет
неизбежно приведёт к тому, что школьное образование перестанет быть доступным
для всех. За красивыми словесами министерства о счастливых детях, которым
теперь не придётся особенно напрягаться, чтобы научиться как-нибудь читать и
как-нибудь считать, поскольку начальная школа станет продолжением средней
группы детского садика, видится будущее, в котором для бедных семей (а это -
основная часть домохозяйств Украины) – бесплатные школы, где учат «чему-нибудь
и как-нибудь», упирая на «патриотизм», для обеспеченных – школы платные, со
своей системой обучения, далёкой от реформы образования. Результатом станет
полная остановка социальных лифтов, точнее, замена этих лифтов социальными
унитазами: одни школы будут выпускать человеческий материал для
неквалифицированного труда, войн и революций, другие – тех, кто будет управлять
полуграмотным большинством, наученным на уроках математики жить в кредит.
Совершенно неудивительно, что хозяева частных
школ, которых на Украине пока совсем немного, рассматривают образование как
бизнес-проект. «Должна быть высокая стоимость человеческого капитала, чтобы,
закончив школу в 17-18 лет, человек не просто что-то когда-то знал и забыл, а
стоил определённую сумму денег», – считает пан Владимир Спиваковский, хозяин
киевского лицея «Гранд», год обучения в котором обходится в 11,5 тысячи евро.
За такие деньги ребёнка здесь будут учить тому, что захотят родители, и
хороводы вокруг него водить. Поскольку большинство тех, кто способен заплатить
почти 140 тысяч евро за 12 лет обучения сына или дочери (реформа школы
предполагает переход на 12-летнее образование с 2017 года), видят в своих детях
будущих студентов Итона или Кембриджа, где недостаточно умения читать по
слогам и писать сообщения на гаджетах на английском.
Совсем скоро Украина доживёт до того времени,
когда банки станут в массовом порядке выдавать кредиты на обучение ребёнка в
более или менее приличной частной школе, где стоимость образования будет
сравнима со стоимостью иномарки.
Тем же, кто не сможет платить за школьное
образование ребёнка в частных лицеях и колледжах, придётся раскошеливаться на
репетиторов, которые научат и таблице умножения, и основам наук. Целая
прослойка «Марьиванн», которых школьная реформа собирается вытеснить за двери
школ в силу их «зашоренности» и «косности», будет, как в старые добрые времена,
давать частные уроки. В городах – за деньги, в сёлах – за продукты. Тем более
что не все детишки физически смогут добираться до хвалёных «опорных школ»,
расположенных далеко от родного дома. Вот и потечёт ручеёк к местным
преподавателям, возрождая традиции домашнего обучения.
Ну а бесплатные школы, количество которых
планомерно сокращается, будут заниматься «патриотизмом».
Украина успешно избавляется от
социалистического наследия – бесплатного среднего образования.
Nenhum comentário:
Postar um comentário