sábado, 3 de setembro de 2016

Украина. Школьная реформа – первый шаг к платному образованию



АРИНА ЦУКАНОВА

Первого сентября Украина распахнула двери почти всех школ (не открылись 19 школ в населённых пунктах в Донбассе) для 414 тысяч первоклассников. Это первое поколение украинских школьников, которым уготована реформа образования «Нова школа». В полном объёме украинское министерство образования планирует ввести школьную реформу через год, а нынешний год – экспериментальный.

Экспериментировать будут на малышах, преобразуя в первую очередь начальную школу.
Чиновники Минобразования и
науки Украины, включая министра Лилию Гриневич, произносят много слов о том, как скучно и трудно учиться в школе, как детвору пичкают знаниями, которые совершенно не пригодятся в жизни, как шлейф советской системы образования не даёт выпускать из школ успешных молодых людей, способных к самореализации.

Слова как слова. Чиновничьи. Они похожи на синие и жёлтые воздушные шарики, заполонившие школьные линейки и классы 1 сентября – такие же лёгкие и пустые внутри, такие же недолговечные и уныло окрашенные только в два цвета, которыми ограничен сегодня украинский спектр.

Всё дело в том, что ненавистная украинским чиновникам от образования советская система была-таки СИСТЕМОЙ. Обладала всеми преимуществами системности. Порог школ переступали дети, имевшие начальные представления о чтении, письме и математике, выпускники же понимали «успешность» как причастность к свершениям страны, государства: у станка, за чертежами, на космодроме, заводе, верфи, железной дороге, в лаборатории или в геологоразведке.

Известнейший украинский певец (о котором ныне на Украине вспоминают почему-то редко), народный артист УССР Назарий Яремчук, родившийся в начале 50-х годов прошлого века, мечтал быть путешественником, исследователем, работал в отряде сейсмологов, со второй попытки, будучи уже солистом легендарной «Смерички», поступил в университет и окончил его.

Потом мечта стала другой, и Яремчук шёл к этой мечте так же сосредоточенно и серьёзно, как и к мечте о геологии. Пригодились ли ему в жизни школьные знания, которые в юности определили его увлечение, а во взрослой жизни – подвели к поездкам в Афганистан и Чернобыль с концертами для военных и ликвидаторов аварии на ЧАЭС (там он был трижды)?

Сегодня на Украине, не жалеющей сил для борьбы с советским прошлым, людей уверяют, что «пореформенный» выпускник сразу будет «успешным»: неважно, что не геологом или певцом, зато успешным «патриотом».

Реформа школы нацелена именно на это – на «воспитание патриотов». Пани министр 1 сентября нарядилась в вышиванку, тем самым подав недвусмысленный сигнал учителям, ученикам и родителям: именно такой она видит школьную одежду. На праздничных линейках по всей стране детвора слушала политинформации о войне, «российской агрессии», «врагах, которые хотят забрать у нас Украину», «территориальной целостности» и о том, как важно быть «патриотами». Школьники пели гимн, разворачивали вышитые рушники, выстраивались в «цепочки единства», танцевали с сине-жёлтыми полотнищами, слушали «киборгов» и «промбергов», воевавших в Донбассе, дарили военным цветы и караваи.

Особенной «патриотизации» подверглись 1 сентября школы в городах той части Донбасса, которая осталась под контролем Украины: в Славянске и Волновахе в глазах рябило от сине-жёлтого буйства. Складывалось впечатление, что дети пришли в школу не для того, чтобы получать знания, а в качестве человеческого материала, из которого власть лепит «патриотов».

Впрочем, новшества в начальной школе, уже с этого учебного года запланированные реформой, только доказывают, что в новой украинской школе знания вторичны. Учителей реформа нацеливает на обучение навыкам счёта без включения механизмов памяти (это называется ненужной зубрёжкой), на полный отказ от скорочтения, от каллиграфии. Заложенные природой способности в школе развивать теперь не обязательно.

«Например, математика нужна не только как голая теория, а и на практике: чтобы правильно рассадить сад, или посчитать семейный бюджет, или спрогнозировать доходы от размещения денег в банке», – поучает пани министр украинского образования.
Вот ведь как выходит: математика украинцу новой формации нужна не для того, чтобы в космической отрасли работать, а для того, чтобы тратить жизнь на кредиты-депозиты и «садок вишневий біля хати» (под который тоже нужен кредит).

При этом министры и обслуживающие их журналисты почему-то уверены: если ребёнка избавить от запоминания в начальной школе, то потом «дети смогут спокойно умножать и двузначные, и трехзначные числа».

«Раньше, когда задачей школы было готовить людей индустриальной эпохи, послушных рабочих или бухгалтеров, было достаточно просто зазубрить табличку умножения. Сейчас нужны люди думающие, а не просто исполняющие инструкции», – рассуждает заслуженная журналистка Украины Иванна Коберник.

Действительно, Украине не нужны «послушные рабочие». А то ведь они в Мариуполе на заводе «Азовсталь» молчат в ответ на произнесённый президентом пароль «Слава Украине!». Самолёт-гигант «Мрія» вместе с чертежами продан Китаю под одобрительные крики прессы – дескать, Украине хватит и одного такого самолёта, а если не продать документацию, китайцы всё равно найдут способ скопировать самолёт. Для чего нужны рабочие профессии, киевские журналисты понимают с трудом: столичный «Большевик» давно превратился в торгово-развлекательный центр, а всё для жизни можно купить в Европе – от вагона метро до телевизора, привезённого в ближайшую торговую сеть. Над тем, кто всё это ремонтирует и обслуживает, в киевских кабинетах и редакциях не задумываются: словосочетание «успешный рабочий» не складывается, в украинском языке вообще нет существительного «рабочий», есть совсем другое - «работник». Нет рабочего завода, есть работник завода.

Возможно, поэтому министерство образования слабо представляет себе, зачем Украине рабочие профессии, и не помнят, как вообще выглядит рабочий. «Послушные рабочие» не нужны, реформа будет строгать в школах «думающее» поколение. Над чем оно будет думать, не получив базовые знания, не уточняется. Зато эсэмэски детей научат писать по-английски. Да и вообще приблизят маленького украинца к цивилизованному миру заменой прописных и строчных букв английского алфавита печатными.

Все эти нововведения можно было бы списать на очередную «новую метлу», которая «по-новому метёт». Однако именно эта реформа таит в себе новости, о которых ни родителям, ни общественности не сообщают ни под каким соусом: боятся не то что спугнуть – возмутить народ.

Разгрузка начальной школы через несколько лет неизбежно приведёт к тому, что школьное образование перестанет быть доступным для всех. За красивыми словесами министерства о счастливых детях, которым теперь не придётся особенно напрягаться, чтобы научиться как-нибудь читать и как-нибудь считать, поскольку начальная школа станет продолжением средней группы детского садика, видится будущее, в котором для бедных семей (а это - основная часть домохозяйств Украины) – бесплатные школы, где учат «чему-нибудь и как-нибудь», упирая на «патриотизм», для обеспеченных – школы платные, со своей системой обучения, далёкой от реформы образования. Результатом станет полная остановка социальных лифтов, точнее, замена этих лифтов социальными унитазами: одни школы будут выпускать человеческий материал для неквалифицированного труда, войн и революций, другие – тех, кто будет управлять полуграмотным большинством, наученным на уроках математики жить в кредит.

Совершенно неудивительно, что хозяева частных школ, которых на Украине пока совсем немного, рассматривают образование как бизнес-проект. «Должна быть высокая стоимость человеческого капитала, чтобы, закончив школу в 17-18 лет, человек не просто что-то когда-то знал и забыл, а стоил определённую сумму денег», – считает пан Владимир Спиваковский, хозяин киевского лицея «Гранд», год обучения в котором обходится в 11,5 тысячи евро. За такие деньги ребёнка здесь будут учить тому, что захотят родители, и хороводы вокруг него водить. Поскольку большинство тех, кто способен заплатить почти 140 тысяч евро за 12 лет обучения сына или дочери (реформа школы предполагает переход на 12-летнее образование с 2017 года), видят в своих детях будущих студентов Итона  или Кембриджа, где недостаточно умения читать по слогам и писать сообщения на гаджетах на английском.

Совсем скоро Украина доживёт до того времени, когда банки станут в массовом порядке выдавать кредиты на обучение ребёнка в более или менее приличной частной школе, где стоимость образования будет сравнима со стоимостью иномарки.

Тем же, кто не сможет платить за школьное образование ребёнка в частных лицеях и колледжах, придётся раскошеливаться на репетиторов, которые научат и таблице умножения, и основам наук. Целая прослойка «Марьиванн», которых школьная реформа собирается вытеснить за двери школ в силу их «зашоренности» и «косности», будет, как в старые добрые времена, давать частные уроки. В городах – за деньги, в сёлах – за продукты. Тем более что не все детишки физически смогут добираться до хвалёных «опорных школ», расположенных далеко от родного дома. Вот и потечёт ручеёк к местным преподавателям, возрождая традиции домашнего обучения.

Ну а бесплатные школы, количество которых планомерно сокращается, будут заниматься «патриотизмом».

Украина успешно избавляется от социалистического наследия – бесплатного среднего образования.


----------

2016/08/28, Strategic Culture Foundation http://www.strategic-culture.org (Russia)

The US Congress is intent on encouraging and increasing the level of confrontation with Russia and has formulated the «Stability and Democracy for Ukraine Act» or «STAND for Ukraine Act», which it intends «to further assist the Government of Ukraine in restoring its sovereignty and territorial integrity to contain, reverse, and deter Russian aggression in Ukraine». The Act is going through the legislative process and is the prime indicator of American strategy as regards Russia, which it wishes to destroy.

It could not be clearer that the Congress of the United States has decided to continue challenging Russia, economically, politically and especially militarily, as have the current president and his likely successor, Hillary Clinton who likes to overthrow foreign presidents who don’t agree with her and giggles, after their murder, that «We came. We saw. He died».

Anti-Russian policy is gathering weight, speed and vast amounts of corporate money in Washington, and the gates on the road to war have been opened wide. At the moment it appears that in no sector of the American government – the military-industrial-Congressional complex – is there any intention to attempt to understand that the citizens of Crimea are the most important factor in the dispute between Ukraine and Russia. Ordinary people don’t matter to the self-anointed «one indispensable nation in world affairs» – what matters to that nation’s political, military, financial and industry leaders is being able to meddle aggressively all round the world with the intent of creating pro-US regimes that will fall in economically to the advantage of commercial enterprises in the United States. They’ve had a major setback in the freedom-seeking Philippines, but they’re still trying hard elsewhere. (President Duterte of the Philippines commented about the widely-seen photograph of a desperate child in Syria by asking «why is it that United States is not doing anything? I do not read you. Anybody in that stupid body complaining about the stench there of death?» He had better be careful, because he’s an obvious candidate for more «We came. We saw. He died» hilarity when Hillary gets in to the White House.)

The anti-Russia Ukraine Act of Congress specifies in Section 301 that «the Secretary of State, after consultation with the Government of Ukraine, shall seek to establish an international consortium to support increased private investment in Ukraine and to provide for participation by the Government of the United States in such consortium». The military-industrial-Congressional complex is rubbing its collective hands with glee.

The xenophobic anti-Russia stance of the US Congress is based on the fact that «between the years of 1940 and 1991, the United States did not recognize the forcible incorporation and annexation of the three Baltic States of Lithuania, Latvia, and Estonia into the Soviet Union» and, therefore, that «no Federal department or agency should take any action or extend any assistance that recognizes or implies any recognition of the de jure or de facto sovereignty of the Russian Federation over Crimea, its airspace, or its territorial waters».

For Congress, the Pentagon and the US media, it’s right back to the happy days of the Cold War when the USSR was the essential bogeyman to justify vast expenditure on military expansion. Crimea is the new lynchpin of lucrative confrontation.

What the US Congress and its media outlets such as the Washington Post are determined to disguise and even deny is the fact that following the US-supported coup in Ukraine the citizens of Crimea, who are predominantly Russian-speaking, Russian-cultured, Russia-supporting people, voted decisively in a referendum to re-join Russia. Yes – re-join.

The anti-Russia propagandists ignore the fact that Crimea was transferred to the Ukrainian Soviet Socialist Republic only in 1954, having been part of Russia for two hundred years. The majority of its people are Russian-oriented and know they would suffer grievously under an anti-Russia Ukrainian regime, such as the one that is enjoying and profiting from massive US support and described by Der Spiegel as ruling over «the most corrupt country in Europe», which is a damning indictment.

Beginning in 1999, the US-NATO military alliance has increased its menacing presence all round Russia’s borders and it is intriguing to note how this threatening deployment is regarded in the West – what is referred to as «the Free World», just like in the happy Cold War Days. The Washington Post, for example, reported with breathless excitement that Russia was conducting military exercises in its own territory in June. But even the WP had to record that «Russia’s drills come as dozens of NATO countries are participating in the largest military exercise in Poland since the end of the Cold War».

It was not Russia that began this enormous expansion of military force. It was the US-NATO military alliance that established military bases and deployed troops, warships and combat aircraft closer and closer to Russia’s borders – many years before the Crimea referendum to re-join Russia. 

As the analyst Robert Borosage observed«the United States and its North Atlantic Treaty Organization allies spend more on their militaries than the rest of the world combined. Washington maintains more than 1,000 bases across the globe, plus 11 aircraft-carrier task forces that are essentially moveable bases». The «Indispensable Nation» has to prove its indispensability by flaunting its massive military power and threatening any nation that dares to behave contrary to the US Playbook. It is not content with having reduced Iraq and Libya to chaos by subjecting them to its martial fandangos: it seeks to impose regime change in other countries that refuse to bow obediently to the Indispensable Nation.

The US-NATO military deployments and manoeuvres around Russia’s borders continue with growing intensity and media hype. Their purpose is clear: to intimidate Russia and force it to react militarily, whereupon Moscow will be subjected to even more insults and pressure. And so the macabre cycle of confrontation continues. But there has to be a limit. The surge of insult and provocation on the part of the US and some of its NATO subordinates can be tolerated for only so long. They want war, but they had better be careful what they wish for, because they might get it.

----------

-- Еврокомиссия хочет перезапустить трехсторонние переговоры по газу

Nenhum comentário: