terça-feira, 20 de agosto de 2019

Украина/Признает ли Греческая церковь «автокефалию Украины»

19.08.2019, ), Фонд стратегической культуры (Россия) https://www.fondsk.ru/news/2019/08/19/priznaet-li-grecheskaja-cerkov-avtokefaliju-ukrainy-48825.html

Дмитрий СКВОРЦОВ

Отсутствие реакции Московской патриархии к тому подталкивает

15 августа, на Успение Богородицы по принятому в Элладской церкви латинскому стилю, в Успенском храме г. Салоники «епископ и клирики СЦУ отслужили литургию». Служили, правда, сами – без иерархов ЭПЦ, на участие которых небезосновательно рассчитывали. Ведь подобного рода сослужения в прошлом месяце уже случались. Это, конечно, ещё не признание СЦУ со стороны ЭПЦ, ведь архиепископ Афинский и всей Греции Иероним «митрополита Киевского и всей Украины Епифания Думенко» не поминает и представителей СЦУ не принимает. Однако сколь долго продлится такая неопределённость при отсутствии какой бы то ни было реакции Московской патриархии?

Северный ветер по-гречески
В мае 2018 г. Экуменический патриархат приступил к объявленным консультациям с поместными церквами по вопросу об «украинской автокефалии». Первый визит фанарский
куратор Украины Эммануэль Галльский совершил, разумеется, в Грецию. Ведь значительная часть епархий ЭПЦ (большей частью северных) – двойного подчинения: Афинам и Стамбулу. Это во многом и обусловило не каноническую реакцию («вопросы, касающиеся исключительно Русской церкви – не в нашей компетенции»), а лукавый ответ греков «элладских» грекам турецким. Предстоятель ЭПЦ архиепископ Иероним сказал фанариотам, что поскольку «проблема очень значительна, то решение о позиции Элладской церкви по ней должно было бы быть принято на Архиерейском соборе Элладской церкви в октябре».

Однако и в октябре архиепископ Афинский и всей Эллады «счёл неприемлемым» ставить в повестку «вопрос автокефалии». Во многом потому, что это могло внести раскол в саму ЭПЦ. При наличии нескольких епископов, верных Варфоломею, в ЭПЦ определились и его яростные оппоненты среди наиболее авторитетных архиереев и богословов.

Прошло ещё полгода и галльскому Эммануэлю вновь пообещали, что «на предстоящем заседании Синода иерархами Элладской Церкви будет высказана её официальная позиция по данной проблеме». Тем не менее Варфоломей анонсировал признание СЦУ Афинами «в ближайшее время». «BBC News Україна» даже «уточнила», что «две синодальные комиссии греческой церкви, уполномоченные изучить этот вопрос, пришли к выводу о необходимости признания». И это, дескать, может произойти в очередном октябре: «Именно тогда может пройти архиерейский собор Элладской церкви, который уполномочен принимать решение».

Однако, как выяснилось, в повестке октябрьского заседания синода ЭПЦ «вопрос Украины» вообще не стоит и по процедурным нормам внести в неё изменения уже нельзя. Более того, по источникам украинских «Вестей», «информация о якобы решении специальной комиссии Элладской Церкви… не отвечает действительности»: «В самой Элладской Церкви такие публикации встретили с возмущением и считают их одним из способов давления по вопросу признания ПЦУ… Комиссия Элладской Церкви действительно подготовила некий текст, однако на данный момент его содержание неизвестно, а глава Элладской Церкви решение комиссии положил под сукно. По имеющейся информации, в решении комиссии могут быть пункты, оправдывающие претензии Фанара на дарование автокефалии, но прямой рекомендации признать ПЦУ там нет».

К этому времени, правда, Варфоломей успел не по-братски подставить «брата во Христе» Иеронима. Последний, прибыв в июне в Стамбул на именины Варфоломея, обнаружил там… «предстоятеля СЦУ» Епифана. Чьё присутствие в программе празднеств, разумеется, не анонсировалось. Сослужить на вечерней праздничной службе с ряженым предстоятель ЭПЦ отказался, а перед литургией вообще хлопнул дверью, улетев в Афины.

Тем не менее пресс-служба Экуменического патриархата успела раструбить: «Следует обратить внимание на то, что во время вечерни вместе молились архиепископ Афинский и всей Греции Иероним и митрополит автокефальной церкви Украины Епифаний. После окончания вечерни митрополит Епифаний передал архиепископу Иерониму памятный подарок».

Подарок этот, кстати, заготовлен был для предстоятеля ЭПЦ ещё в январе на случай прибытия архиеп. Иеронима на интронизацию Епифана. Чего, как мы знаем, не случилось. Теперь же принятие предстоятелем ЭПЦ от главы всё ещё непризнанной СЦУ столь священных даров, как панагия и архиерейский Крест, но главное – совместная молитва Епифана с архиеп. Иеронимом, спикеры СЦУ представили ее как начало признания своей конторы мировым Православием.

В Православии же совместная молитва с еретиком рассматривается как вопиющее нарушение канонов, за что молившийся (тем более священнослужитель) подлежит отлучению. Однако известна и практика икономии (снисхождения, что также допускается канонами). В этом отношении демарш владыки Иеронима (скандал с неучастием в праздничной литургии), безусловно, является весомым смягчающим обстоятельством.

Не менее существенным является фактор членства Греции в НАТО. Вот что пишет на сей счёт выдающийся греческий богослов современности протопресвитер Феодор Зисис: «Архиепископ Иероним оставляет [украинский] вопрос открытым и не стремится закрыть его, потому что, очевидно, на него оказывают давление политические, государственные, геополитические и церковные центры, которые культивируют русофобию и в собственных интересах подогревают греческий этнофилетизм».

«Старший брат» для древней Эллады
Ещё в мае 2018 г., после неудачного визита в Афины фанариота Эммануэля, предстоятеля ЭПЦ посетил посол США в Греции Джеффри Пайетт (до этого – посол США на Украине). Судя по отсутствию в сообщении обнадёживающих украинскую/американскую/турецкую сторону сентенций, и эта встреча завершилась для них обломом.

В мае 2019-го архиеп. Иероним обломал уже целую делегацию США во главе с послом США по религиозной свободе Сэмом Браунбеком и в составе того же посла Пайетта, а также представителя Госдепа по вопросам демократии и прав человека, других дипломатов и советников. Однако американская марионетка Варфоломей нащупал, как видим, слабое место ЭПЦ в районе Салоник. По источникам ФСК, консульство США в Салониках ещё пару лет назад готовилось к закрытию из-за невостребованности, но чрезвычайная заинтересованность США (вплоть до открытого давления) в признании СЦУ «остановила этот процесс». В августе 2018 г. консульство возглавил Грегэри Флегер, до этого – второй секретарь политического отдела посольства США на Украине. Есть основания полагать, что именно он курировал «инициирование Петром Порошенко» процесса предоставления Украине «томоса». До 2002 г. Флегер в составе «Корпуса мира» работал в Москве – до запрещения этой организации в РФ. По словам тогдашнего директора ФСБ Николая Патрушева, в Peace Corps «занимались сбором информации о социально-политической и экономической обстановке в российских регионах, сотрудниках органов власти и управления». И вполне вероятно, что нынешний американский консул в «столице северных епархий» – сотрудник ЦРУ.

Ревностность «опеки» представителя протестантско-католических США над православными епархиями Салоник и окрестностей доходит до смешного. К примеру, 15 февраля генконсул РФ в Салониках А. Щербаков совершил целых шесть визитов к статусным лицам провинции. В том числе – к одному из митрополитов. И буквально через пару часов к тому же митрополиту примчался Флегер. Причём его визит оказался столь неожиданным, что пресс-служба епархии опубликовала новости об обеих встречах практически одинаковым текстом. Вторую по кальке первой.

Не случайно именно в Фессалоникийские епархии состоялся первый визит представителей СЦУ. И их там официально приняли.

Через день, на праздник «Крещения Киевской Руси-Украины» митрополит Лангады (также двойного подчинения) Иоанн сослужил Епифану в Киеве. Последний поспешил в связи с этим заявить о признании СЦУ Элладской церковью: «Сегодня участвовали в Божественной литургии представители Элладской православной церкви. Наш архиерей позавчера и вчера также сослужил с представителями Элладской церкви. Это показывает, что де-факто Элладская церковь практически признаёт автокефалию Украинской православной церкви».

Однако не прошло и полсуток, как Лангадская митрополия (чей митрополит Иоанн сослужил со сэцэушниками что в Лангаде, что в Киеве), выступила с заявлением. В нём указывалось, что Элладская православная церковь не признавала СЦУ и не делегировала в Киев митр. Иоанна – тот действовал исключительно по собственной инициативе. Да и сам он подтвердил, что присутствовал на торжествах не как представитель ЭПЦ, а «в качестве преподавателя (профессора) богословского факультета университета Ужгорода». Однако если речь идёт о «богословской академии СЦУ» имени гитлеровца-униата Августина Волошина, руководимой «епископом»-неонацистом В. Бэдем, то ситуация всё же печальна…

И прежде всего – для Элладской церкви. Ведь её предстоятель так и не осудил некоторых инициативных епископов за сослужение с ряжеными, хотя имел на то полное административное право. Впрочем, 26 июля с «делегацией СЦУ» в Салониках сослужили не только местные иерархи, но и митрополит Арты. А это уже епархия сугубо «элладского» подчинения. Ещё ранее – 5 мая – митрополит Фтиотидский (также не двойного подчинения) официально принял у себя «епископа СЦУ».

Думается, вряд ли это всё было возможным, если бы ОВЦС РПЦ под руководством митр. Илариона Алфеева не хранил гробовое молчание по поводу вопиющих нарушений канонов на канонической территории Русской православной церкви. Понятно, что тут важно «не навредить» – не нарушить тот тонкий баланс сил между авторитетом канонов и жесточайшим геополитическим давлением, оказываемым на руководство ЭПЦ. Однако после «сдвига» архиереев северных территорий в сторону попрания канонов именно для сохранения баланса стоило бы в самой дипломатичной форме обратиться к апрхиеп. Иерониму за разъяснениями. Отсутствие реакции на каждое враждебное поползновение-зондирование равнозначно поощрению следующих шагов. Значит – «можно»

В конце концов, само прибытие архиепископа Афин и всей Эллады Иеронима на празднование в Стамбул – отчасти следствие того, что Московская патриархия не объявила Варфоломея абсолютно токсичным.

Последние решительные (хотя запоздалые) шаги патриарха Кирилла и синода РПЦ в этом направлении были сделаны в октябре прошлого года. Тогда Экуменический патриархат был объявлен находящимся вне канонического поля Православия, и с ним было разорвано евхаристическое общение. Однако данные «предупредительные выстрелы» не возымели действия – Варфоломей выписал «томос» украинским раскольникам и еретикам. Москва так и не объявила еретиком самого Варфоломея. Патриарх Кирилл не созвал архиерейский собор для осуждения «собрата». Это оставляет и для других собратьев-предстоятелей возможность манёвра между канонами и «политической целесообразностью».

Да, сами они с Думенкой ещё не молятся. Однако вот на «литургии», которой пренебрёг владыка Иероним, молились вместе Варфоломеем и «Епифанием» «представитель Патриарха Александрии митрополит Нигерийский Александр, представитель Иерусалимского Патриарха архиепископ Антидонский Нектарий, иерархи Церкви Эллады». Их, конечно, тоже подставили, не предупредив о появлении «предстоятеля СЦУ». Тем не менее это означает, что теперь они, как подлежащие отлучению за совместную службу (не просто молитву!) с еретиком и раскольником, заразят ядом неканоничности и духовенство, включая священноначалие, своих поместных церквей, когда будут молиться с ними. Настало время для решительного отделения овец от козлищ во главе с Варфоломеем, пока последние не заразили остальные поместные церкви.

Дмитрий СКВОРЦОВ
Публицист

• На чём прокололся Варфоломей, возомнив себя вершителем судеб • Почему православные братства Украины требуют предать анафеме Варфоломея
• Святитель Новороссии • Кто помогал австрийцам уничтожать карпатских русофилов 100 лет назад
• Почему Зеленский не вспомнил в инаугурационной речи о «томосе»
• Иерусалимский патриархат определяется с поддержкой РПЦ в её противостоянии с Фанаром

Nenhum comentário: